Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В ДОУ имеется 7 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, кабинеты специалистов - педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы.
В состав групповых ячеек входят:
- раздевальная (приемная) комната - для приема детей и хранения верхней одежды;
- групповая комната - для проведения игр, занятий и приема пищи;
- буфетная - для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
- спальная комната;
- туалетная (совмещенная с умывальной).
Все групповые помещения оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями образовательных программ ДОУ и ФГОС ДО.
Помещения групп, учебные кабинеты, музыкальный и спортивный залы частично приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья и для инвалидов.
№ |
Название кабинета |
Функциональное использование |
1 |
7 групповых помещений |
|
3 |
музыкальный зал -1 |
проведение:
проведение:
|
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Все групповые помещения, музыкально-спортивный зал обеспечены мебелью, оснащены необходимым оборудованием по назначению (игровым, физкультурным и др.), дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для проведения любых занятий в соответствии с образовательной программой детского сада.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека в ДОУ
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете и в группах детского сада. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- Книги для педагогов(методическая и справочная литература),
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- Книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Игра», «Коммуникация», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный (физкультурный) зал в МБДОУ ЦРР д/с № 14 "Ёлочка" используется одновременно, как музыкальный зал. Составлено расписания поочередности проведения физкультурных и музыкальных занятий.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Единое информационно-развивающее пространство детского сада
Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 1 ноутбук, 3 персональных компьютера, все имеют выход в Интернет. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях, об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада. ДОУ имеет доступ к сети Интернет.
Контракт об оказании услуг передачи данных и телематических услуг связи (Интернет) заключен с публичным акционерным обществом междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком»).
Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется заместителем заведующего по ВМР ДОУ, согласно приказа.
Аудитория сайта: педагоги, родители, дошкольники, социальные партнеры, органы управления образования города.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Электронные информационные ресурсы в помощь педагогам и родителям ДОУ
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации – https://edu.gov.ru/
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации –https://minobrnauki.gov.ru/
http://www.edu.ru/ - федеральный портал "Российское образование"
http://window.edu.ru/ - информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Электронные образовательные ресурсы
http://doshkolnik.ru/ Семейный портал. Материалы для отцов, матерей и детей.
http://allbabys.narod.ru/ Всё о детях: советы родителям. Материалы, советы, информация.
http://www.teremoc.ru/ Форум для родителей. Коллекция игр, загадок, ребусов. Материалы для обучения рисованию, чтению, счёту и пр. Коллекция мультфильмов. Сборник статей по развитию ребёнка.
http://www.raskraska.ru/ Рисунки для раскрашивания по категориям: звери, игрушки, геометрические фигуры, русский и латинский алфавит, букашки, машинки, кораблики. Онлайн-игра на чтение.
http://www.playroom.com.ru/ Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевёртыши, считалки, логические задачи. Коллекция текстов детских песен из фильмов и мультфильмов. Коллекция сказок. Вспомогательный материал для уроков английского языка.
http://leopold-baby.com/ Статьи по вопросам детского воспитания, здоровья и развития. Коллекция детских песен в формате mp3 для скачивания и прослушивания. Детские мультфильмы, аудиосказки, песни, пазлы, игры онлайн.
http://sama-mama.com/write/ Проект создан с целью поддержки родителей, которые воспитывают ребёнка в неполных семьях. Юридические материалы для родителей.
http://www.skazki.com/novosti/ Сказки с интерактивной настройкой изображения, размера текста из звучания. Онлайн-сказочные мультфильмы, аудиокниги, колыбельные. Интерактивный алфавит, толковый словарь, развивающие игры, рисование.
http://www.bayushki.ru/ Всё про сон ребёнка. Советы родителям, как уложить ребёнка спать. Освещение вопросов детской психологии. Электронная библиотека колыбельных и сказок.
http://mkids.narod.ru/ Песни из мультфильмов и сказок. Материалы для детей и родителей.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
В МБДОУ ЦРР д/с № 14 «Ёлочка» организован доступ в здание учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Имеются для них специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Условия для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ОТСУТСТВУЮТ.
Для инвалидов со слабым зрением и слепых:
- комплексная тактильная табличка плоско-выпуклая с азбукой Брайля при входе в учреждение;
-световой маяк для дверных проемов;
- на официальном сайте специальный формат
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют